В сентябре 2019 года в Институте системных проектов МГПУ в партнерстве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» была создана Лаборатория развития личностного потенциала в образовании.
Лаборатория является ключевым оператором по направлению подготовки и сопровождению педагогических кадров Программы по развитию личностного потенциала.
Лабораторию возглавляет доктор педагогических наук, доцент А.Н.Иоффе.
О ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
На смену типовым образовательным программам, односторонности знаниевого канона, пониманию человека как средства и капитала приходят вариативность деятельности, смыслов, формирования картины мира, персонализация, уникальность личности человека и его потенциала. Фундаментальной ценностью системы образования становится личность ребенка: самобытная, разная и самоопределяющаяся.
Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор жизненных целей и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.
Такой подход соответствует задачам в сфере образования, обозначенным в Указе Президента России №204 от 7 мая 2018 года, а также федеральным государственным образовательным стандартам.
Программа предусматривает разработку, апробацию и распространение комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста и последующую интеграцию их в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году.
Учебно-методические материалы Программы объединены в серию «Школа возможностей».
СЕРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ "ШКОЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ"
«Школа возможностей» — это школа, которая учит использовать возможности и готовит детей к жизни в вероятностном мире, где важны не только конкретные знания, но и способность решать жизненные задачи, не имеющие готового решения или типового подхода. Созданные фондом образовательные продукты направлены на формирование у детей ценностно-смысловых ориентиров в жизни, на освоение ими универсальных компетенций и базовых грамотностей, на осознание собственных ресурсов, а также на обучение управлению этими ресурсами для достижения целей. «Школа возможностей» поможет детям ответить на вопросы: кто я? Ради чего я действую? Как я управляю своей деятельностью? Чего я хочу достичь?
Речь идет об образовательном учреждении, создающем образовательную среду, в которой условия превращаются в возможности для саморазвития и самообучения ребенка. Средовой подход, используемый в Программе, позволяет опосредованно управлять образовательным процессом, направленным на развитие личности ребенка, а также способствует достижению предметных и метапредметных результатов образования.
О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Лидер изменений – педагог. Именно от него зависит, насколько комфортно и уверенно чувствует себя рядом с ним ребенок, с каким настроением и ожиданиями начинает новый день.
Программа повышения квалификации (ППК), разработанная в рамках Программы по развитию личностного потенциала – это “пусковой механизм” будущих перемен в образовательной организации.
Цель ППК — подготовить региональные команды к применению новых практик компетентностного подхода через собственное личностное развитие и освоение ими современных инструментов создания личностно-развивающей образовательной среды и работы с детьми.
ППК построена в виде цепочки последовательных модулей и затрагивает не только педагога, но и всю управленческую команду образовательной организации. Благодаря преемственности модулей, подготовка руководящих и педагогических работников построена в единой логике и на базе единой методологии.
С 19 по 24 октября управленческая команда обучалась на курсах повышения квалификации "Управление сознанием личностно-развивающей образовательной среды", которая является первым этапом реализации программы по развитию личностного потенциала благотворительного фонда Сбербанка РФ "Вклад в будущее". В преподавательский состав привлечены научные сотрудники МГПУ, МГУ имени М. В. Ломоносова, НИИ ВШЭ РАНХиГС. Итогом обучения станет разработка и реализация управленческого проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды в ДОУ для формирования индивидуальной траектории социализации каждого воспитанника ДОУ, что позволит ему сделать шаг к успешности в будущем. виде